25 апреля 1945 года: рабочие Городецкой судоверфи пошли по воде

СССР и Польша 21 апреля подписали договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. 25 апреля «Горьковская коммуна» сообщила, что в Горьком по этому поводу проходят митинги и собрания. Подписание договора приветствуют на «Красном Сормове», «Красной Этне» – повсюду. Рабочие обещают, что в ответ на советско-польский договор ещё больше повысят производительность труда.

На реках в Горьковской области начинается сплав древесины – для оборонных предприятий и бумкомбината, для строительства жилья, восстановления Сталинграда. В войну именно водные артерии стремились использовать максимально. Подчёркивается, что каждый плот с древесиной, доставленный водой, высвобождает десятки железнодорожных вагонов. Газета призывает срочно мобилизовать людей для сплавных работ, чего не сделали ещё Лысковский, Воротынский, Уренский и Тонкинский районы. Многие мастера сплавного дела на фронте. Надежда на молодёжь.

Тем временем кипит работа на Городецкой судоверфи – заканчивают строительство тысячетонной баржи для волжского сухогрузного флота. С началом навигации она должна быть спущена на воду. Рассказывается, что на Городецкой судоверфи есть своя традиция: спуском судна на воду командует старый мастер Гордей Иванович Рашков. Он работает на предприятии 40 лет и за это время спустил на воду сотни судов.

Именно Гордею Ивановичу вместе с другими старыми мастерами – Ястебовым, Клюевым, Красовским пришлось учить подростков и женщин, которые пришли на судоверфь с началом войны, когда работников на предприятии осталось очень мало – ушли на фронт. Тогда даже токарь Емшин и Такелажник Сидоров, которые уже много лет были на пенсии, вернулись в цех – работать стало буквально некому. Про подростков старые мастера недовольно говорили: «Только озоруют, а на дело их нет». Но приказано было учить. И уже через год, например, 16-летний сборщик Чирков стал выполнять за день четыре нормы.

Сообщается, что молодые работники судоверфи, сменившие в цехах воюющих отцов, порой показывали себя прямо-таки героически. Весной один из цехов оказался под угрозой остановки – не было материалов. По срочному требованию их доставили из Москвы на станцию Правдинск. Но как их доставить в Городец, было непонятно. Лёд на Волге уже стал рыхлым, у берегов появилась вода. «Только смельчаки-одиночки ещё переправлялись по льду, который не сегодня-завтра должен был тронуться», — писала «Горьковская коммуна». Однако рабочие всего цеха вместе с мастерами отправились в Правдинск за материалами. Сообщается, что они шли по колено в холодной воде. Материалы для работы доставили на плечах.

Вместе со строительством баржи в те апрельские дни 1945 года на судоверфи заканчивали ремонт пароходов «Полярник Папанин», «Соревнование» и других, строили газоходы для небольших рек – газогенераторные буксиры.

25 апреля 1945 года: рабочие Городецкой судоверфи пошли по воде, изображение №4

Приближается Первомай. Газета сообщила, что 1 и 2 мая, вторник и среда, — будут выходными. Но советское правительство объявило рабочим днём воскресенье, 29 апреля – по просьбам трудящихся.

25 апреля 1945 года: рабочие Городецкой судоверфи пошли по воде, изображение №5

Исторические свидетельства из газеты «Горьковская коммуна» 1945 года читайте в нашей группе ВКонтакте.

Читайте публикации в удобном формате timeline на титульной странице проекта «Три месяца до Победы».

Приглашаем вас тоже принять участие в наших проектах в годовщину 75-летия Великой Победы. Пишите нам в сообщения сообщества. Расскажите о своих родственниках, которые воевали или трудились в тылу. Расскажите всем о том, как они в невероятных условиях приближали победу. К письму можно приложить выдержки из писем, документов и фотографии.

Автор записи: Городец