Не одно столетие пролежавшее на дне Узолы дерево от времени темнело и становилось сине-черным. Эта красивая текстура дуба всегда привлекала внимание столяров. плотников, резчиков.Добывать черный дуб из реки было делом нелегким. Дуб сам по себе от природы тяжелый, а пролежав сотни лет в воде, становился как свинцовый. Возить его, а тем более носить его до дому было тяжело. …С трудом вытащив покатом или веревкой на берег, кряж дуба тут же раскалывали на две, а затем на четыре части и в таком виде справляли домой.
Заготовки укладывали во дворе в тени в клетку, и они сохли постепенно. Древесину предохраняли от солнца и ветра, чтобы она меньше трескалась. Припасенная впрок, она лежала годами!
Когда дуб хорошо подсыхал, его пускали в дело. Вначале с пластины дуба окалывали оболонную часть, так как она была все же с трещинами и не имела прочной текстуры. Затем уже сердцевидную часть кололи на тонкие, разные по ширине дощечки (дуб ценили).
Пилили и кололи, не отбрасывая при этом и совсем узкие кусочки. Мастер смотрел и определял, прикидывал в уме, что из каждого кусочка может выйти: не выйдет большая лошадка, может быть получится маленькая, а может быть собака, а может быть птичка. Совсем узкую палочку можно использовать на «шканики» (деревянные гвоздики).
Доведя при помощи топора и ножа до нужной толщины дощечки дуба, мастер принимался вырезать из них вставки, выделявшие в композиции будущего рисунка самые главные фигуры и детали:коней, птиц, фраки солдат или кавалеров, юбки дам, их головные уборы.
…И только после создания набора фигурок в работе мастера наступал самый ответственный период. На заранее подготовленной, вырезанной из осины, просторной и белой лопасти донца составлялась композиция из накладываемых на нее фигур. … Затем долотом и полукруглой стамеской ударяя по их деревянному черенку деревянным же молотком — «киянкой», по контуру выдалбливал в плоскости донца выемку в полсантиметра глубиной для будущих фигур.
После того, как все фигурки были вставлены на место, мастер просверливал железной «перкой» с полукруглым желобом отверстия для шкаников, которые прочно закрепляли дубовые фигурки к доске. Шканики одновременно использовались и для прорисовки деталей, например, глаз, очертаний седла и т.д.
_______________________
Из книги А. Е. Коновалова «Городецкая роспись. Рассказы о народном искусстве», 1988.
Фото из собрания Сергиево-Посадский музей-заповедник, Балахнинский музейный комплекс и интернет-барахолок.
#городецкаяроспись #годнародногоискусства #красотавдеталяхГородец